Ответы на вопросы по современным философским проблемам биологических наук
9. Детерминизм и индетерминизм в трактовке процессов жизнедеятельности
Детерминизм. Методологический принцип детерминизма является одновременно и основополагающим принципом философского учения о бытии. Сам термин "детерминация" может быть расшифрован как обязательная определяемость всех вещей и явлений в мире другими вещами и явлениями. Среди многообразных форм детерминации, отражающих универсальную взаимосвязь и взаимодействие явлений в окружающем мире, особенно выделяется причинно-следственная, или каузальная, связь, знание которой ничем не заменимо для правильной ориентировки в практической и научной деятельности. Поэтому именно причина выступает важнейшим элементом системы детерминирующих факторов. И все же принцип детерминизма шире принципа каузальности: кроме причинно-следственных связей он включает в себя и другие виды детерминации (функциональные связи, связь состояний, целевую детерминацию и т.д.). Детерминизм в своем историческом развитии прошел два основных этапа — этап классического детерминизма и этап детерминизма постклассического, диалектического по своей сущности. В истоках метафизической трактовки детерминизма мы обнаруживаем атомистическую концепцию Демокрита, которая отрицала случайность, принимая ее просто за непознанную необходимость. Говоря об постклассическом, диалектическом этапе в развитии детерминизма, мы не можем не вспомнить Эпикура, в учении которого О самопроизвольном отклонении атома от прямой линии в зародыше уже содержалось современное понимание детерминизма. Индетерминизм. Но поскольку сама случайность у Эпикура ничем не определяется (беспричинна), то без особых погрешностей можно сказать, что от Эпикура прослеживается начало и противостоящего детерминизму учения — индетерминизма. В истории философии известны два вида индетерминизма: 1. Так называемый "объективный" индетерминизм, начисто отрицающий причинность как таковую, не только ее объективную данность, но и возможность ее субъективистского истолкования. 2. Идеалистический индетерминизм, который, отрицая объективный характер отношений детерминации, объявляет причинность, необходимость, закономерность продуктами субъективности, а не атрибутами самого мира. Это значит, что причина и следствие, подобно иным категориям детерминации, суть лишь априорные, т.е. полученные не из практики, формы нашего мышления. Многие субъективные идеалисты объявляют употребление этих категорий "психологической привычкой" человека наблюдать одно явление следующим за другим и объявлять первое явление причиной, а второе следствием. Разумеется, подобная "привычка" (ошибка) нередко встречается, на что обращает наше внимание элементарная логика, именуя эту ошибку следующим образом: "после этого значит по причине этого". Но ведь дело не в ошибках отдельных людей. Дело в том, что наши понятия "причина", "следствие" и т.п. почерпнуты из познания самой объективной действительности, в которой причинно-следственные связи и другие виды детерминации реально существуют. Детерминизм и индетерминизм. Детерминизм – методологический принцип, согласно которому из факта, что в мире все взаимосвязано и причинно обусловлено, следует возможность познания и предсказания событий, имеющих как однозначно определенную, так и вероятностную природу. Механический детерминизм – однозначная причинная обусловленность, следовательно, абсолютно строгое предсказание. Индетерминизм – это методологическая позиция, в которой отрицается как объективность причинных связей, так и ценность причинных объяснений в науке. Г. Риккет: «Причинное объяснение действительно лишь в пределах науки о природе и неприменимо к наукам о духе, т.е. наукам общественным». Человеческая воля (или в телеологии – воля божественная) рассматривается детерминизмом как автономная сила, свободная в своих проявлениях от всякой причинности и необходимости, т.е. ничем не обусловленная. Индетерминизм трактует принцип объективной необходимости как фатализм.