Ответы на вопросы по основам философии науки

6.Исторические реформы научной картины мира

Научная картина мира – особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий. Будучи целостной системой представлений об общих свойствах и закономерностях объективного мира, научная картина мира существует как сложная структура, включающая в себя в качестве составных частей общенаучную картину мира и картины мира отдельных наук. Картины мира отдельных наук, в свою очередь, включают в себя соответствующие многочисленные концепции – определенные способы понимания и трактовки каких-либо предметов, явлений и процессов объективного мира, существующие в каждой отдельной науке. В процессе познания окружающего мира результаты познания отражаются и закрепляются в сознании человека в виде знаний, умений, навыков, типов поведения и общения. Совокупность результатов познавательной деятельности человека образуют определенную модель (картину мира). В истории человечества было создано и существовало довольно большое количество самых разнообразных картин мира, каждая из которых отличалась своим видением мира и специфическим его объяснением. Однако прогресс представлений об окружающем мире достигается преимущественно благодаря научному поиску. В научную картину мира не входят частные знания о различных свойствах конкретных явлений, о деталях самого познавательного процесса. Научная картина мира не является совокупностью всех знаний человека об объективном мире, она представляет собой целостную систему представлений об общих свойствах, сферах, уровнях и закономерностях реальной действительности. Научная картина мира – система представлений человека о свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза научных понятий и принципов. Использует для обозначения объектов и явлений материи. Научная картина мира – множество теорий в совокупности описывающих известный человеку природный мир, целостная система представлений об общих принципах и законах устойчивого мироздания. Четко и однозначно фиксированных радикальных смен научной картины мира, научных революций в истории развития науки можно выделить три, которые обычно принято персонифицировать по именам трех ученых, сыгравших наибольшую роль в происходивших изменениях. 1. Аристотелевская (6-4 вв. до н.э.). Аристотель создал формальную логику (это учение о доказательстве, главный инструмент выведения и систематизации знаний, разработал категориально понятийный аппарат), утверждение своеобразного канона организации научного исследования (история вопроса, постановка проблемы, аргументы за и против, обоснование решения) дифференциация самого знания (отделение науки о природе от математики и метафизики). В результате возникла наука, произошло отделение науки от других форм познания и освоения мира, создание определенных норм и образцов научного знания. 2. Ньютоновская научная революция (16-18 вв) – переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической. Открытия Н. Коперника, Г. Галилея, И. Кеппера, Р. Декарта сформировали базовые принципы новой научной картины мира в общем виде. Изменения – язык математики, выделение строго объективных количественных характеристик земных тел (форма, величина, масса, движение), выражение их в строгих математических Закономерностях; исследованные явления – в строго контролируемых условиях; отказ от концепции гармоничного, завершенного, целесообразно организованного космоса; вселенная бесконечна и объединена только действием идентичных законов; сформирована четкая оппозиция субъекта и объекта исследования. В результате появилась механистическая научная картина мира на базе экспериментально математического естествознания. 3. Эйнштейновская революция (19-20 вв.) – сложная структура атома, явление радиоактивности, дискретность характера электромагнитного излучения. В итоге важнейшая предпосылка механической картины мира – убежденность в том, что с помощью простых сил, действующих между неизменными объектами, можно объяснить все явления природы.

Hosted by uCoz