Ответы на вопросы по основам философии науки
3.Эмпирический и теоретический уровни научного познания, критерии их различия
Одной из главных философских тем исследовании науки является вопрос об общей структуре научного знания. Традиционно принято выделять в этой структуре два основных уровня: эмпирический и теоретический. Наук огромное множество и каждое из них характеризуется существенной спецификой, это зависит, прежде всего, от объекта исследования. В различных научных дисциплинах предлагаются часто взаимоисключающие друг друга критерии. Наблюдение характерно для эмпирического уровня в биологических дисциплинах в целом, однако в других научных дисциплинах непосредственная наблюдаемость часто сводится к минимуму, или вообще исключается, следовательно необходимо учитывать лишь те критерии, которые характерны для всех научных дисциплин, при их дифференциации на эмпирические и теоретические уровни. В последнее время утверждается, что эмпирический уровень – это исключительно сбор фактов и их классификация. Любая научная дисциплина требует определенного фактического материала, т.е. без факторов нет науки в целом. Необходимо подчеркнуть, что научное знание – это результат деятельности предметного сознания. Теоретический уровень – это выявление причинно-следственных связей и взаимосвязей. Теоретический уровень – это выявление общих и всеобщих закономерностей. После своего создания теоретический мир в целом приобретает объективный статус: становится для сотворившего его сознания предметом данностью, с которым необходимо считаться и сверять свои последующие шаги; он имеет внутренний потенциал своего развития, свои более простые, более естественные и более сложные, более искусственные траектории движения и эволюции. Основными факторами сознания, контролирующими изменение содержания эмпирического знания, являются наблюдение и эксперимент. Основными же факторами сознания, контролирующими изменение содержания теоретического знания, являются интеллектуальная интуиция и логика. Таким образом, теоретический и эмпирическое знание имеют совершенно различные онтологии: мир мысленных, идеальных конструктов в первом случае и мир эмпирических предметов, принципиально наблюдаемых, во втором. Существовать в теоретическом мире – значит быть определенной, непротиворечивой, предметной единицей мира рационального мышления. Существовать в эмпирическом мире – значит иметь такое предметное содержание, которое принципиально наблюдаемо и многократно воспроизводимо. Из всего сказанного следует, что между ними не существует логического моста, что одно непосредственно не выводимо из другого. Каждая наука имеет как эмпирический так и теоретический уровень. Ни одна теория не мыслима без эмпирических данных, фактов, но с другой стороны эмпирический уровень познания так же не мыслим без теоретического уровня, т.к. сбор фактов не является самоцелью, а предполагает их теоретическое осмысление в перспективе и само проведение эмпирического исследования всегда предполагает определенные теоретические установки.