Ответы на вопросы по основам философии науки
16.Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях
Чем выше уровень технологического производства и всей человеческой деятельности, тем выше должна быть степень развития самого человека, его взаимодействия с окружающей средой. Соответственно должна сформироваться новая гуманистическая культура, в которой человек будет рассматриваться как самоцель общественного развития. Отсюда и новые требования к личности: в ней должны гармонически сочетаться высокая квалификация, виртуозное овладение техникой, предельная компетенция в своей специальности с социальной ответственностью и общечеловеческими нравственными ценностями Ученый обязан прислушиваться не только к голосу др. ученых и технических специалистов и голосу собственной совести, но и к общественному мнению, особенно если результаты его работы могут повлиять на здоровье и образ, жизни людей, затронуть памятники культуры, нарушить равновесие природной среды и т.д. Когда влияние научной деятельности становится глобальным, ее решения перестают быть узкопрофессиональным делом, становятся предметом всеобщего обсуждения, а иногда и осуждения. И хотя научно-техническая разработка остается долом, специалистов, принятие решения по такого рода проектам, прерогатива общества. Изначальная цель научной деятельности - служить человеку, удовлетворению его потребностей и нужд. Однако современная техника часто употребляется во вред человеку и даже человечеству в целом. Это относится не только к использованию техники для целенаправленного уничтожения людей, но также к повседневной эксплуатации инженерно-технических устройств. Если инженер и проектировщик не предусмотрели того, что, наряду о точными экономическими и четкими техническими требованиями эксплуатации, должны быть соблюден» также и требования безопасного, бесшумного, удобного, экологического применения инженерных устройств, ТО из средства служения людям техника может стать враждебной, человеку и даже подвергнуть опасности само его существование на Земле. Эта особенность современной ситуации выдвигает на первый план проблему этики и социальной ответственности ученого-теоретика и практик» перед обществом и отдельными людьми. Проблемы негативных социальных ц других последствий техники, проблемы этического самоопределения ученого инженера возникли с самого момента появления инженерной профессии. Сегодня человечество находится » принципиально новой ситуации, когда невнимание. К проблемам последствий внедрения новой техники и технологии может привести к необратимым негативным результатам для всей цивилизации и земной биосферы, Такие последствия развития атомной энергетики, как последствия чернобыльской катастрофы, не всегда, возможно предсказать. Но необходимо, хотя бы пытаться это сделать по отношению к новым проектам, проводить соответствующие исследования, выслушивать мнения оппозиционеров еще до принятия окончательного решения, создать правовые механизмы, регулирующие все эти вопросы.