Ответы на вопросы по основам философии науки

15.Селективная роль культурных традиций в выборе стратегий научного развития

Формирование научного знания немыслимо без внешнего влияния со стороны культурных традиций того или иного общества. Подобно тому, как научное знание оказывает значительное влияние на культурные традиции и включается в них, так и существует обратное влияние. Понятие «традиция» в равной мере относится к настоящему в той же степени, что и к прошлому. Традиция определена в целом, как «механизм самосохранения, воспроизводства и регенерации этнической культуры как системы. Традиции включают в себя процесс и результаты стереотипизации как сгусток социально-исторического опыта людей». Таким образом, традиция понимается как один из механизмов изменения общества. «Развитие культуры выражается в процессах инноваций и их стереотипизации. Под инновацией понимается введение новых технологий или моделей деятельности, а под стеоретипизацией - принятие этих моделей определенным множеством людей в пределах соответствующих групп». Некоторые ученые высказывают идею о нелинейности исторического развития науки; о потенциально возможных путях истории науки, которые не реализовались, но в принципе могли бы реализоваться в других ситуациях, в других поворотах культуры. Сегодня можно, используя язык синергетики, говорить о точках бифуркации и нескольких сценариях развития в определенные периоды, науки. В современной мировой философии, если брать ее в предельно обобщенном виде, существует четыре великие традиции; китайская, индийская, европейская, арабо-мусульманская. Они представляют собой четыре автономных, вполне самостоятельных философских космоса. Точно так же в настоящее время существует четыре большие культуры (цивилизации) с теми же названиями, каждая из которых является законченной, самодостаточной. На основе данных культур формировалось и научное знание. Особенно четко данная тенденция прослеживается в становлении современных техногенных обществ. История России (начиная с реформ Петра) — это во многом история догоняющих модернизаций. Историческая функция реформ самого Петра свелась к тому, что в России появились заводы, промышленность, иноземные привычки, новая армия, которая выиграла шведскую войну. Появилась наука — десант 17 ученых, которые стали основой. Российской академии наук. Однако российское тело сопротивлялось западным прививкам, и структуры традиционной жизни сохранялись, прежде всего, в крестьянской массе населения. Российская самобытность во многом определяется этим симбиозом двух различных культур и соответствующих им образов жизни. Они взаимодействовали и часто порождали великие достижения культуры. Россия заимствовала технологии Запада, фрагменты его культуры, но не его гражданский строй, Это гибридное состояние приводило к тому, что Россия все-таки никак не могла войти в русло того ускоренного, динамичного, прогрессивного развития, которым тел технологически ориентированный Запад. Именно традиционные, часто закостенелые традиции России того периода привели к неверному выбору стратегии научного развития. На этом примере четко прослеживается селективная роль научных традиций в формировании нового знания. С ломкой всех традиционных устоев общества и сменой культурных традиций всей страны в процессе формирования Советского Союза происходит и изменение стратегии научного развития. Благодаря такому изменению Советский Союз смог выиграть Отечественную войну и стать одной из самых значительных мировых держав. Проблемой влияния культурных традиций на стратегию, научного знания занимался Т. Кун. По мнению ученый, работая в рамках существующей традиции, систематизирует известные факты, опираясь - на предсказания господствующей теории, дает их детальное описание в рамках господствующей парадигмы, открывает новые факты в рамках господствующей теории. Таким образом, наука развивается в рамках традиции. Выбор стратегии научного развития любым обществом и конкретным ученых осуществляется в рамках господствующей традиции, В том случае, если культурная традиция, но принимает определенные направления исследования, считая их общественным или моральным табу в рамках данной культурной традиции, то такое направления научного поиска не может быть выбрано. И наоборот. Однако, нельзя согласиться с тем, что инновация является комбинацией традиционных компонентов. Ведь если из элементов традиции можно "склеить" инновацию, то это означает, что ничего нового по сравнению с традицией в качественном отношении в инновации нет. Но это не так в принципе. Сколько бы мы ни комбинировали традиционные источники освещения, основанные на сжигании керосина, парафина и т.д., мы никогда не придем к электролампе. В лучшем случае подойдем к застекленному газовому фонарю, и не более того. Сколько бы мы ни пытались ускорить движение конной коляски, заменяя коляску более легкой или увеличивая количество лошадей, мы никогда не преодолеем того барьера, который задан биологическими.

Hosted by uCoz