Ответы на вопросы по основам философии науки

13.Научные революции как перестройка оснований науки

В зависимости от того, какой компонент основания науки перестраивается, различают две разновидности научной революции: а) идеалы и нормы научного исследования остаются неизменными, картина мира пересматривается; б) одновременно с картиной мира радикально меняются не только идеалы и нормы науки, но и ее философские основания. Первая научная революция сопровождалась изменением картины мира, перестройкой видения физической реальности, созданием идеалов и норм классического естествознания. Вторая научная революция, хотя, в общем, и закончилась окончательным становлением классического естествознания, тем не менее, способствовала началу пересмотра идеалов и норм научного познания, сформировавшихся в период первой научной революции. Третья и четвертая научные революции привели к пересмотру всех указанных выше компонентов основания классической науки. Главным условием появления идей научных революций явилось признание историчности разума, а, следовательно, исторически научного знания и соответствующего ему типа рациональности. Принцип историчности, став ключевым в анализе научного знания, позволил американскому философу Т.Куну представить развитие науки как историческую смену парадигм, происходящую в ходе научных революций. Он делил этапы науки на периоды «нормальной» науки и научной революции. В период «нормальной» науки подавляющая число ученых принимает установленные модели научной деятельности или парадигмы, в терминологии Т.Куна (парадигма: от греч. «пример, образец»), и с их помощью решает все научные проблемы. В содержание парадигм входят совокупность теорий, методологических принципов, ценностных и мировоззренческих установок. Период «нормальной» науки заканчивается, когда появляются проблемы и задачи, не разрешимые в рамках существующей парадигмы. Тогда она «взрывается», и ей на смену приходит новая парадигма. Так происходит революция в науке. Перестройка оснований науки, происходящая в ходе научных революций, приводит к смене типов научной рациональности. И хотя исторические типы рациональности – это своего рода абстрактные идеализации, все же историки и философы науки выделяют несколько таких типов: классическая, неклассическая и постнеклассическая. Первая научная революция произошла XVII в. Результат – возникновение классической европейской науки, сформирован особый тип рациональности, получивший название научного. Он стал результатом того, что европейская наука отказалась от метафизики. Основные изменения: бытие перестало рассматриваться как Абсолют, Бог единое; человеческий разум потерял свое космическое изменение, перестал уподобляться Божественному разуму; отказ от введения в процедуры объяснения не только конечную цель в качестве главной в мироздании и в деятельности разума, но и цель вообще. Вторая научная революция произошла в конце XVIII – первой половине XIX вв. Произошел переход от классической науки, ориентированной в основном на изучении механических и физических явлений к дисциплинарно-организованной науке. Третья научная революция охватывает период с конца XIX до середины XX вв. и характеризуется появлением неоклассического естествознания и соответствующего ему типа рациональности. Произошли изменения в понимании идеалов и норм научного знания (мышлению объект не дан в его «природно-девственнизм», первозданном состоянии: оно изучает не объект, а то как явилось наблюдателю взаимодействие объекта с прибором; проблема истины напрямую связана с деятельностью исследователя, проводящего эксперимент; стала допускаться истина нескольких отличающихся друг от друга теоретических описаний одного и того же объекта). Четвертая научная революция совершилась в последнюю треть XXв. Она связана с появлением особых объектов исследования, что привело к радикальным изменениям в основаниях науки. Рождается постнеклассическая наука, объектами изучения которой являются исторически развивающиеся системы. Основные характеристики постнеклассической рациональности: возникает новое направление научных дисциплин – синергетика; субъект познания воздействует на объект, то есть становится главным участником протекающих событий.

Hosted by uCoz