Ответы на вопросы по основам философии науки
12.Диалектика традиций и возникновения нового знания
Диалектика учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и оснований на этом учении универсальный метод мышления и действия. В истории философии сложились три основные формы диалектики: 1. Античная диалектика, которая была «наивной и стихийной», поскольку опираясь на житейский опыт. Представлена в учениях Герактила («все течет, все изменяется»), Платов (который понимал диалектику как искусство диалога), Зенона (который пытался выразить реальные противоречия в логике понятий) 2. Немецкая идеалистическая диалектика, которая была разработана кантом, Фихте, Шеллингом и особенно глубоко Гегелем. 3. Материалистическая диалектика, основы которой были заложены классиками марксизма, и которые представляют собой целостную систему. В историческом плане традиция является точкой начала революции. И традиция выступает способом существования научного знания, она воспроизводит норму и стиль научного мышления, она закрепляет структуру науки. В функциональном плане традиция выступает как связывающее звено от прошлого к будущему, через настоящее. Традиция внутренне противоречива, с одной стороны является консервантом ранних знаний, а с другой является ценностью для дальнейшего развития науки. Традиции могут выступать элементом социальной памяти, это происходит, когда традиция рассматривает историю, культуру народа и т.д. В философии науки существует несколько подходов к пониманию традиций: 1. С. Тулмин и Фейерабенд рассматривают ее как составляющую часть целого научного знания; 2. Т.Кун связывал традицию с понятием парадигма; 3. Имре Лакатос связывает традицию с понятием исследовательские программы. Проблема научных традиций всегда привлекала внимание ученых и философов науки, но только Т. Кун впервые рассмотрел традиции как основной конституирующий фактор развития науки. По его мнению, традиции являются условием возможности научного развития. Любая традиция (социально-политическая, культурная и т.д.) всегда откосится к прошлому, опирается на прежние достижения. Для непрерывно развивающейся науки прошлым, является научная парадигма, которая всегда базируется на прошлых достижениях. К их числу относятся ранее открытые научные теории, которые по тем или иным причинам начинают интерпретироваться как образец решения всех научных проблем, как теоретическое и методологическое основание науки в ее конкретно-историческом пространстве. Парадигма есть совокупность знаний, методов, образцов решения конкретных задач, ценностей, безоговорочно разделяемых членами научного сообщества. Со сменой парадигмы начинается этап нормальной науки. На этом этапе наука характеризуется наличием четкой программы деятельности, что приводит к селекции альтернативных для этой программы и аномальных для нее смыслов. Наука развивается в рамках традиции. И традиция не только не тормозит это развитие, но выступает в качестве его необходимого условия. Из истории науки известно, что происходит смена традиции, возникновение новых парадигм, т.е. радикально новых теорий, образцов решения задач, связанных с такими с явлениями, о существовании которых ученые даже не могли подозревать в рамках «старой» парадигмы. Парадигма как бы задает «угол» зрения, и то, что находится за его Пределами, просто-напросто не воспринимается. Поэтому, даже случайно натолкнувшись на новое явление, ученый, работающий в определенной парадигме, вряд ли его заметит или проинтерпретирует адекватно. Возникает проблема: как согласовать изменение парадигмы под напором новых фактов с утверждением, что восприятие ученым явлений, не укладывающихся в парадигму, всегда затруднено. Концепцию Куна пытаются усовершенствовать, отечественные философы науки. Это усовершенствование связано, прежде всего, с разработкой концепции многообразия научных традиций, которое основывается не отличии научных традиций по содержанию, функциям, выполняемым в науке, способу существования Возникновение нового знания с точки зрения отечественных философов науки, новое знание возникает благодаря существованию многообразия традиций и их взаимодействия.