Ответы на вопросы по основам философии науки
1. Становление опытной науки в новоевропейской культуре
Проблема эпохи возникновения науки всегда оставалась спорной, однако большей частью утверждается, что наука в подлинном смысле формируется в Новое Время, а точнее в 17 столетии. В Новое Время в Европе возникает совершенно новое по своим когнитивным и социальным характеристикам явление, которое можно назвать прообразом современной науки, отличавшаяся от средневековой идеологии. Френсис Бэкон (1561-1626) при жизни был известен своим соотечественникам больше как высокопоставленный государственный чиновник, чем как философ и ученый. В 23 года он избирается в английский парламент. А с 1603 по 1618 года сделал блестящую карьеру, дослужившись до высшего государственного поста – лорд-канцлера Англии. В 1621 году по обвинению во взятничестве он был заключен в королевскую тюрьму. Вскоре бывшего лорд-канцлера освободили, но ему было запрещено занимать впредь какие-либо государственные должности. Карьеру философа он начал в 1584 году. В этом году он написал свое первое философское сочинение «Величайшее порождение времени», которое не сохранилось. Под «Величайшим порождением времени» он имел ввиду науку. Восхваление науки он продолжал в трудах с характерными названиями: «Похвала познанию» (1592), «О прогрессе учености» (1605). А в 1620 году появляется труд, который считается главным философским сочинением Бэкона – «Новый Орагон». В нем было предисловие, в котором автор излагал план грандиозного сочинения под названием «Великое восстание наук». В этом сочинении Бэкон использует специально придуманные и хорошо организованные опыты, смысл которых состоял в том, что в ходе их проведения один предмет природы сталкивается с другим предметом природы, а ученый фиксирует результат. В простом наблюдении осуществляется диалог человека и природы. А в специально придуманных опытах начинает звучать «монолог» самой природы. Успех или неуспех такого «опыта» есть практическое дело. Поэтому «опыты» как инструмент познания, не только устраняет «обман чувств», но и подчиняет природу интересам человека. Бэкон не доверяет чувствам, как источнику знания. Они всегда обманывают, констатирует он. В тоже время без них познать природу невозможно. Это противоречие и снимает понятие «специальных опытов», современное название которых – эксперимент. Леонардо да Винчи, Г. Галилей, Р. Де¬карт, Ф. Бэкон полагали главными ценностями новой науки светский характер, критический дух, объектив¬ную истинность, практическую полезность. Провозг¬лашенный лорд-канцлером Англии лозунг, «Знание — сила» был направлен не только против средневековой схоластической науки, но и по-своему против антич¬ной науки с ее ангажированной независимостью от практических потребностей общества. В основе проек¬та науки «модерна» лежало стремление ученых эпохи Возрождения и Нового времени соединить, синтезиро-вать рациональность античной науки с техно-инстру¬ментальным характером восточной преднауки. Но для того, чтобы служить потребностям практики, увеличе¬нию господства человека над окружающей действи¬тельностью и прежде всего — природой, новая наука, по мнению ее архитекторов, должна: 1) сосредоточить¬ся на изучении отдельных процессов и явлений с тем, чтобы использовать впоследствии полученное знание о свойствах и законах этих процессов в технических и технологических целях; 2) сама наука должна быть не созерцательно-наблюдательной, а экспериментальной в своей основе, т. е. предметом науки должна быть не сама по себе природа в своей естественности и цело¬мудренной объективности, а «вырванные» из природы как тотальности или искусственно созданные в лабо¬раториях материальные системы. Такие «рукотворные» системы легче поддаются исследовательскому контро¬лю, чем природные системы в их естественном состо-янии. Они в принципе воспроизводимы неограничен¬ное число раз. Относительно них гораздо легче достиг¬нуть точного, логически связанного и количественного описания. Количественное описание свойств, отноше¬ний и законов функционирования таких систем пред¬полагает использование языка математики, языка функций. Последние, в силу континуального характе¬ра области их значений, позволяют в принципе неограниченно увеличивать интервал точности, однознач¬ности и определенности научного языка. Онтологичес¬кое обоснование такого подхода было четко сформули¬ровано Галилеем: «Книга природы написана языком математики» и еще решительнее: «Бог — математик». Парадигмальными образцами новой науки явились аналитическая геометрия (Р. Декарт), механика (Г. Га¬лилей, И. Ньютон) и математический анализ (И. Нью¬тон, Г. Лейбниц, О. Коши, К. Вейерштрасс). Для обозначения новой науки — экспериментально-математического изучения действительности — был предложен новый термин «science».