Ответы на вопросы по современным философским проблемам биологических наук

18. Критический анализ основных сценариев экоразвития человечества антропоцентризм, техноцентризм, биоцентризм, теоцентризм, космоцентризм, экоцентризм.

Антропоцентризм является термином, характеризующим мировоззрение человека, т.е. его взгляды на окружающий мир и на его место в этом мире. Антропоцентризм был доминирующим мировоззрением человечества на протяжении многих веков. Человек противопоставлялся всем остальным существам на земле, и считалось само собой разумеющимся, что только интересы и потребности человека имеют важность, все остальные существа не имеют самостоятельной ценности, права на жизнь всех существ и саму планету. Возникновение антропоцентризма как мировоззренческой концепции относится к античной эпохе. В Древней Греции существовало несколько философских школ, одна из которых, основанная Аристотелем, усматривала пропасть между людьми и животными; считалось, что животные созданы для блага человека. Это учение Аристотеля было изложено в более примитивном виде последователем Аристотеля Ксенофонтом и другими. Значительную поддержку это учение получило в лице католического религиозного философа XIII века Фомы Аквинского. В своей книге «Сумма теологика» Фома Аквинский утверждает, что растения и животные существуют не ради самих себя, а ради человека: бессловесные животные и растения лишены разума и поэтому естественно, что они используются человеком для его пользы. Его идеи стали становиться всерьез под сомнение лишь в XVIII и XIX веках. Антропоцентризм начинает рассматриваться как негативная форма мировоззрения и продолжает представлять одну из разновидностей дискриминационных воззрений людей, не отвечающих требованиям истинной этики, считая правомерным удовлетворять только интересы человека и делать это за счет других биологических видов. Антропоцентризм показал себя несостоятельным и как научный подход к определению статуса человека в природной среде, и как практическое руководство к действию, оправдывавшее любые поступки человека по отношению к другим живым формам. Антропоцентризм ориентировал общество на максимальное потребление, человек рассматривал природную среду, животных как свою кладовую, как неисчерпываемый источник материальных благ. Развитие технологии, расхищение природных богатств, уничтожение животных и растительности, загрязнение окружающей среды привело к истощению природных ресурсов и поставило человечество перед глобальным экологическим кризисом. Для человечества стало очевидно, что необходимым новые мировоззренческие ориентиры, которые бы не противопоставляли человека природе. Техноцентризм – воззрение, согласно которому закономерности глобальной эволюции, в частности, закон информационного отбора, превращают техническое интеллектуальное в центр мироздания; техника диктует – человек исполняет; техногенез перестраивает социальное сущее в направлении, благоприятном для себя. Основными свойствами техноцентризма стали подчинение человека правилами, ценностными ориентирам, эстетическим идеалам, связанными с техникой и технологиями. В жестком определении производственного процесса, в поражающей воображение мощи техники выкристаллизовалось представление о человеке, как подчиненном и обслуживающем технику элементе. Техноцентризм и представляет сегодня наибольшую опасность и реальную альтернативу как теоцентризму, так и антропоцентризму. Опасность техноцентризма заключается в присущей его природе способности противостоять живому, противопоставлять искусственное природному. Технократическое мышление выбранное живым человеком несет опасность самоуничтожения как самого носителя, так и объектов его деятельности (в том числе и био-, гео-, и социосферы). Успехи развития этической мысли в области взаимоотношений человека и других живых существ на земле позволили укрепиться новой мировоззренческой концепции – биоцентризму. Философской основой биоцентризма являются стратегия ненасилия, принцип непричинения зла всему живому. Биоцентризм является наиболее этичной философской концепцией, предполагает, что не один вид или несколько видов, а все живое имеет право на существование, что именно БИОС, а не просто человек должен встать в центре внимания. Права БИОСа должны быть защищены в законодательных документах. Биоцентрический подход к пониманию роли и места человека в природе поможет правильно решать и вопросы экологического характера. Одной из форм претворения в жизнь принципов биоцентризма должно стать изменение отношения к потреблению, поскольку концепция «все для человека» утрачивает силу. Иными словами. Человек как потребитель обязан учитывать интересы и других видов, в частности: сохранение мест обитания животных, условий для их выживания; становится недопустимой жестокая эксплуатация земли, уничтожение лесов. Связанные с удовлетворением потребностей человека, например, в продукции животноводства. Теоцентризм – теологическая концепция, полагающая Бога источником, центром и целью всего существующего, когда реальность, определяющая все сущее, была не природа, а Бог. Экоцентризм провозглашает высшей ценностью сохранение системы, а не отдельно взятых компонентов, которые, несомненно, могут меняться. В соответствии с идеей экоцентризма потребление ресурсов должно происходить при 3-х условиях: 1. темпы потребления возобновляемых ресурсов не должны прерывать скорость их возобновления; 2. темпы потребления невозобновимых ресурсов не должны превышать темпы разработки их устойчивости, возобновимых заменителей; 3. интенсивность выбросов загрязняющих веществ не должно превышать возможность окружающей среды поглощать их. Приведение системы ценностей общества в соответствии с ценностями экоцентризма позволит более гармонично существовать человечеству с природой, что, в конечном счете, позволит человечеству жить на планете Земля. Принято считать, что космоцентризм – первый, досократовский этап развития античной философии, когда Пифагор и Фалис, Гераклит, Анаксагор и Анаксимандр, объясняя мир без единого начала (числа, воды, огня, воздуха, «апейрона» и т.д.), сделали решительный шаг от мифологии к философии и науке. Спецификой древнегреческой философии в ее начальный период является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса, т.е. космоцентризм.

Hosted by uCoz